История мировой философии и Монголии
Feb 23, 2021
История мировой философии и Монголии
История о том, как философия преодолевала препятствия и достигла сегодняшнего пика, - это не только история успеха, но и история борьбы. Сегодня великие произведения оставленные великими философами, хранятся в сотнях библиотек, их интенсивно изучают в университетах развитых стран мира, и в то же время философские исследования все еще проводятся во многих институтах. Философия стала профессиональной областью, появлялись мудрецы и мыслители, которые научили людей состраданию другк другу, они спасали многие народы от тупика в интеллекте, сознании, мышлении и чувствах. Философы высоко подняли знамя морали, исследовали законы государства и исправили социальные обычаи и традиции, подчеркнув возможность независимости самого человека. Истинная мировая философия, одним словом, профессиональная, в Монголиию не проникла. Поскольку философия не пришла, общество смотрело на государство и следовало традициям.
Поверхностные интервью, короткие газетные статьи и книги непрофессионалов продолжают подавлять интеллектуальное развитие Монголии. Общественные ценности добра и зла не преподаются в начальной, средней и высшей школе, поэтому добро считается относительным. В этой статье я хотел бы дать вам краткий обзор того, как мировые интеллектуалы неустанно и мужественно работали с древних времен, какими идеями они делились со своим народом и как они стали известны как философы.
Платон и Аристотель, известные как первые профессиональные философы, написали множество книг 2500 лет назад. Знания и образование человечества происходят от этих двух философов. Они также основали академии, лицеи и философские школы. Эти школы существуют сотни лет.
Древняя Греция
3000 лет назад были созданы первые в мире города, и жизнь людей, живущих в сельской местности вместе, прошла. Приезжающим в город нужны были правила игры, чтобы жить в гармонии со множеством чужих людей. В Греции появились такие люди, кто подвергал сомнению и исследовал эти правила, они выступали против мэров этих городов и царей. Греки назвали их философами. Философы посвятили свою жизнь не только спорам о добре и зле государства и гражданина, но также задавались вопросами ради знаний о начале Вселенной, о реальном и нереальном.
Греческие Афины в 500 годах до «рождества Христова» достигли периода расцвета искусства, архитектуры и философии.
Древняя Азия
В больших селениях и городах Азии также появлялось все больше и больше людей, которые размышляли о добре и зле, медитировали, чтобы избавиться от своих тревог. Про них говорили, что позже они стали просветленными, и о таких людях было написано много легенд.
В Китае такие люди, как Лао-цзы и Конфуций, философствовали по социальным и государственным вопросам. В Китае, помимо конфуцианства и даосизма, были созданы такие школы, как легизм Хань Фэя-цзы и моизм Мо Ди. Эти школы просуществовали всего около 200 лет.
В Индии возникла концепция «Вед», возникла из религиозных течений. В ведических писаниях задаются вопросы не только о религии, но также о космологии и метафизике. Основанная на учении Вед, Школа буддизма была основана Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама сказал, что душа человека, которому ничего не нужно, достигнет просветления. Однако эти люди не задумывались критически о государстве, не признавали главным благополучие людей.
Лаоцзы, Будда и Конфуций стали истоками восточноазиатской философии.
В Азии нет книг, написанных самими людьми, которые начали заниматься философией, поэтому часто встречаются только книги, написанные другими о них. Причина, по которой философия не развивалась в Азии, заключается в том, что философия смешивалась с религией, из-за чего утрачивала свою суть. Поэтому философия не получила дальнейшего развития и не достигла высокого уровня. Конфуцию и Будде люди понастроили храмы и началипоклоняться им. Учения мудрецов, которые первыми начали сомневаться в жизни и критиковать общество, позже застопорились и стали догматическими.
Из Греции в Рим
Несмотря на то, что Рим, небольшой средиземноморский городок, окреп, превратился в государство, и оккупировал Грецию, греческая философия не исчезла. Античная греческая философия продолжала процветать внутри римской культуры. Книги Платона и Аристотеля оказали сильное влияние на римскую культуру.
Римский кайзер Марк Аврелий – последователь стоиков. В Риме работали школы стоиков, которые утверждали, что есть единый дух мира, и можно было все познать рационально, или же с помощью сознания. Согласно их учению, после смерти нет жизни, потому что природа продолжает жить, поэтому человеку не следует ей противостоять. И философ Эпикур сказал, что Бог не может сильно влиять на людей. Противники называли эпикурейцев антихристами. Философ Плотин основал школу в Александрии, и его учение также повлияло на римскую философию. Он объяснил концепцию триады и назвал их «единство», «интеллект» и «душа». Таким образом, Плотин пропагандировал идеологию Платона и связал его с христианским богословием.
Средневековье
Римская империя в то время связала все религии со своей культурой, но не признала только христианство, потому что христиане не называли римского кайзера своим богом. Когда пала Римская империя император Константин назвал Византию центром Римской империи и построил там город Константинополь. Затем под давлением христиан признал христианство государственной религией в Константинополе. В то же время в Риме началось христианское восстание, положившее начало христианству в Европе. Августин положил начало традициям христианской церкви, переломив курс между греческой и средневековой философией.
Константинополь, или современный Стамбул, после падения Римской империи стал её столицей. Он стал центром силы на Ближнем Востоке.
Западный Рим, или Европа, между 500 и 1000 годами пережил культурный и интеллектуальный кризис. Церковь взяла в свои руки всю власть и авторитет. Философы должны были преклонить колени перед церковью. Однако в Восточном Риме или Константинополе преподавание античной философии оставалось прежним. В исламских странах Аль Фараби и Ибн Сина продолжали философию Аристотеля и пытались реализовать государственную идеологию Платона. В то время Багдад стал центром философии. До 13 века в Багдаде процветали астрономия, медицина, инженерия и математика. Развитие было остановлено, когда монголы захватили Багдад и сожгли библиотеки.
Аптека, которой в 1000-х годах руководил персидский философ Ибн Сина, обрела в те времена широкую известность. Благодаря своим универсальным знаниям Ибн Сина добился замечательных успехов в философии, астрономии, математике и медицине.
В Западной Европе сочинения Платона смешали с учением Христа. Но книги Аристотеля удалось спрятать. Философией начали называть даже те учения, которые сильно отличаются от философов древности. Были оставлены и забыты беседы Платона и Аристотеля о «свободе человека». Хотя в то время философия и не была уничтожена, она долгое время была мучима религией.
Немец Мартин Лютер впервые восстал против церкви и сжег папские правила перед церковью в Виттенберге. Идея этого действия заключалась в том, что «встретиться с Богом можно не обязательно через церковь».
Начало нового времени
После Средневековья в Европе развился новый «интеллект». Он привнес новизну в знания и искусство. Было сделано много открытий и написано множество произведений. Это время называется эпохой Возрождения. В искусство и науку знаниям пришел гуманизм. В середине 14 века, сначала в Италии, а затем по всей Европе, началось очень сильное интеллектуальное развитие. Благодаря свободному доступу к книгам Платона и Аристотеля родились европейские интеллектуальные гиганты, которые разработали новые философские идеи и направления.
Новые труды Галилея были основаны не только на трудах Коперника и Птолемея, но и на рабртах Аристотеля.
В начале новой эры человечество отказалось говорить о Боге или загробной жизни, и впервые на передний план вышел «человек». Даже сами священники восстали против ложных и узких учений церкви.
Первые записи Монголии
В средние века монголы впервые написали комплексные записи о Вселенной, куда включаются «Гаджур» и «Данджур». Особенность этих двух работ в том, что едино объяснены концепты, потому акцент ставится на монгольском языке.
Просвещение
Новая эра философии началась в 17 веке, когда люди восстали против церкви. Философы имели возможность без страха публиковать свои работы и доносить до людей свой интеллектуальный труд.
Французский философ Рене Декарт учил, что люди могут достичь знания через разум, и писал о возможности благодаря этому оторваться от старого и получить новые знания. Он заложил основы мировой науки.
Рене Декарт написал свою знаменитую философскую фразу: «Я мыслю, следовательно, я существую». Эпоха Просвещения началась с того, что всё начали измерять разумом, противостоять средневековому догматизму, противостоять эксплуатации человека, противостоять обману религиозных лидеров и противостоять суевериям.
Английский философ-натуралист Исаак Ньютон используя научные методы, показал возможность человека самостоятельно достичь знаний. Он отметил, что знания помогают развитию не только науки, но и общественной жизни.
Сама философия после Декарта развивалась двумя путями. Во-первых, рационализм и во-вторых, эмпиризм. Такие философы, как Спиноза и Лейбниц, были на стороне рационализма, а такие философы, как Локк, Беркли и Юм, были на стороне эмпиризма. Иммануил Кант, пытался достичь знания, синтезируя рационализм и эмпиризм.
Немецкий философ Иммануил Кант задался вопросами о предпосылках теоретического и морального знаний. Кант сказал: «Просвещение – это выход из несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине».
19 век и монгольские интеллектуалы
Данзан Равджа – единственный в Монголии, кого можно упомянуть как человека, обладающего понятиями о философии. Читая его стихотворения, можно отметить, что затрагивает философские темы. Думается, что Равджа читал продвинутые книги на тибетском языке, когда изучал религию в Тибете. Но в его стихах нет мировых философских концепций. Он также не писал о том, как управлять государством и какие права можно было бы реализовать для граждан. Равджа критиковал религию, но монголы неоднократно обвиняли его под видом критики религии, потому что, в Монголии правил хан, объединявший религию и государство. В те времена в Монголии не было возможности появиться первому философу. Большинство населения было неграмотным, только дети богатых и знатных получали возможность стать грамотными.
Современность
В Европе XIX и XX веков индустриализация развивалась быстрыми темпами, наряду с этим ухудшались условия труда. В результате появились новые пролетарии и появились новые теории: социализм и утилитаризм.
Философия вышла на новый уровень идеализма, главными представителями которого являются немецкие философы Фихте, Шеллинг и Гегель. Эти три философа утверждали, что человек может познать абсолютный разум мира, шаг за шагом разрабатывая своё мышление. Они назвали человеческое сознание первым фактом метафизики.
Французский философ Конт предупреждал о необходимости основывать все знания на исследованиях, тем самым закладывая основы позитивизма. Конт сказал, что в религии нет никаких знаний, и советовал полностью отказаться от религии. В то же время возникли две независимые ветви философии: социология и научный скептицизм. Социология – это новая наука, оторвавшаяся от философии, наука о том, как люди живут в гармонии.
В Англии Джон Стюарт Милль назвал этику утилитаризма основой социальной реформы. Более радикально Маркс выступал против классификации общества на богатых и бедных, утверждая, что причина такой классификации содержится в системе, разработанной промышленными собственниками.
Немецкие философы Шопенгауэр и Ницше писали о своих сомнениях в познании, что невозможно узнать скрытую истину отражения мира. Они предупреждают о важности реальности и субъекта.
Философия 20 века
В начале 20 века немецкий философ Фреге пытался показать, что логика и математика – это только два аспекта мышления людей. Английский философ Рассел сказал, что если решить языковые проблемы, можно решить философские проблемы. Таким образом, в философии затронули языковые проблемы, и было сказано, что использование неправильной повседневной речи вызывает трудности для философии. Итак, речь пошла об идеальном языке. В конце концов, была подчеркнута важность значения слова, и основное внимание было уделено аргументу. В философии быстро развивались следующие три направления.
1. Феноменология
Феноменология – это размышления об объяснении того, как в сознании человека отражается явление. На основе этого была разработана теория бытия. Хайдеггер, немецкий философ, разработал теорию того, как и по каким признакам определить бытие человека в этом мире, и его философия бытия оказала сильное влияние на более поздних философов. Примером этого является французский философ Сартр, который затронул вопрос экзистенциализма.
2. Марксизм
Ленин применил материалистическую теорию Маркса в России. Основную политическую силу называю партией, или «нам» на монгольском языке. Как и Маркс, Ленин называл философию оружием изменения мира.
Социализм в начале 20 века сверг старую систему. Социализм был сначала политическим идеалом, а затем программой социальных изменений.
В сентябре 1922 года философы и интеллектуалы были изгнаны из России, их взял на борт немецкий корабль. В истории этот корабль получил название «Философский параход». Таким образом, Россия отделилась от мировой философии и потеряла собственную философию, и теперь только книги Ленина доминировали в области образования. Так, книги Маркса, Энгельса и Ленина, трёх вершин социализма, были продвинуты под именем философии. 21-й Всемирный философский конгресс, состоявшийся в Стамбуле в 2003 году, провозгласил лозунг «Философия вернулась в Россию». Он чествует русских философов, иммигрировавших за границу и вынужденных жить там на протяжении десятилетий.
3. Постмодернизм
Во второй половине двадцатого века некоторые философы начали подвергать сомнению оптимизм истории и прогресса. Эти направления философии получили название постмодернизма. Они согласились со скептицизмом немецкого философа Ницше и датского философа Кьеркегора в объективном знании и единой истине.
Монголия 20 века и книги по ленинизму
В 20 веке в Монголии люди стали грамотными, сельские жители переехали в города и стали рабочими и интеллектуалами, создав новую социальную жизнь. Были переведены книги Ленина и Сталина,распространилось строгое догматическое и запутанное образование, и под видом философии разошлась идеология. Даже книги Аристотеля и Платона не были переведены. В социалистической Монголии не родился ни один философ.
Монгольская демократизация и возрождение религии
Прямое воздействие великой революции на жизнь русских рабочих и крестьян дало монгольским скотоводам бесценные возможности. Менее чем за 50 лет всё монгольское население стало грамотным. И конечно, монголы пришли к демократизации, поскольку не хватало образованных людей, которые могли бы добиться дальнейших успехов. Демократизация Монголии испытывала прямое влияние перестройки в России. «Демократия» сама по себе является философской темой, но ее неправильно переводят как «ардчилал». Конечно, среди демократических революционеров не было философов. Демократизация принесла в Монголию свободу слова, но, к сожалению, не принесла свободы мысли. Так и не появился интеллектуальный сектор. Слишком сильная религия захватила монгольское общество и государство. В таких центрах, как Университет, Академия наук, начали переводить книги по конфуцианству, буддизму и даосизму под видом восточной философии и преподавать их в качестве лекционного материала под видом «истории философии». Даже сегодня продолжается такая преступная деятельность. Из-за демократии новое понятие политики захватило монгольское общество. Монгольский народ от феодального общества обратно перешел к беспомощной жизни. Демократизация не принесла в Монголию образования, она принесла только деньги и золото. В результате жадность стала отличительным признаком государства. Суеверия и телевизионщики оскорбляют интеллектуальный сектор Монголии.
Профессиональная философия и монгольские философы-любители
Сегодня не хватает людей, которые могут читать и переводить мировую философскую литературу. Но люди, увлекающиеся философией, продолжают переводить многие книги на непрофессиональным языке и непрофессиональными концепциями. Люди, которые читали книги о ленинизме в России и получили там дипломы 30 лет назад, работают в университетах и академиях наук и называют себя философами. Те, кто слушает их лекции, которые они читают, останутся работать преподавателями в этих же университетах. Вот так замкнутый круг повторяется последние 20 лет. Есть три причины, по которым профессиональная философия не пришла в Монголию. Во-первых, монголы не изучали в таких философских странах, таких как Англия, Франция и Германия, философию и не принесли в свою страну профессиональную философию. Во-вторых: профессиональные философские книги были неправильно переведены с русского языка. Поэтому, сегодняшние учебники по философии неправильны. Третья причина: специалисты по монгольскому языку не обновили монгольский язык в соответствии с сегодняшними требованиями. Поэтому очень сложно интеллектуально работать с монгольской грамматикой, потому что профессиональные концепты неправильно интерпретируются в словарях.