Капитализм уничтожает демократию
Feb 23, 2021
В прошлое воскресенье Вы закончили читать цикл из 25 лекций этого года. Вы читаете цикл из 25 лекций каждый год в течение уже четырех лет. Каковы результаты этих 100 лекций? И вообще, почему вы начали серию лекций?
- О результатах, скорее всего, необходимо спросить людей, посещавших лекции. Я просто делаю свою работу философа. Работа философа направлена на просвещение общества и определение данного времени. Другими словами, философ – это человек, который определяет, в каком обществе мы, монголы, живем, пишет об этом в своих книгах и оценивает общество с моральной, эстетической и интеллектуальной точки зрения. Так, мои 100 лекций – это работа по определению нашего времени.
- 25 лекций первого года были по социальным и культурным вопросам. В следующем году я прочитал лекции, достаточно проработанные по концептам. Они были направлены на правильную интерпретацию концептов, которые мы неправильно понимаем или неправильно употребляем в речи. Сегодня в Монголии широко распространены неверные истолкования и неверные переводы. Но есть такие концепты, которые можно понять, только читая книги. К сожалению, некоторые монголы сегодня говорят: «Зачем читать книги?». Другая часть говорит: «Поклоняйтесь книге». Я говорил о таких странностях. На третий год я представил 25 философов. Кто есть кто из французских, английских, немецких и американских философов, как мы узнаем их? На лекции, посвященной каждому из них, я рассматривал определяющие их книги. Поэтому в прошлом году я всегда время говорил о книгах. Вот в этом году 25 лекций были посвящены актуальным вопросам. Например, как сегодня понять такое явление, как СМИ. Есть очень много такой опасности, как фейковые новости. Интернет и Facebook полны ложной информации. Даже CNN распространял ложную информацию, что было раскрыто людьми Сноудена и Ассанжа. Видите, что СМИ стали очень опасными. Рассмотрим войну в Ираке. Западные СМИ показывают так, будто только Соединенные Штаты поступают правильно. Но убиты два миллиона иракцев. Почему СМИ не показывают этого? Так называемая международная пресса распространяет такую предвзятую информацию.
Вы критиковали иностранные СМИ, а не монгольские?
-Я подверг критике также монгольскую прессу. Они переводят зарубежные новости о событиях, не узнав, происходили они или нет. Некоторые даже переводят неправильно. Три или четыре года назад одна женщина посол США сказала в газете «Удриин Сонин» : «Монгольский народ объединяйся с украинским народом». Я сразу начал писать об этом в знак протеста. Что это значит? Где дипломатическая этика не вмешиваться в дела страны. Газета «Удриин сонин» продолжала публиковать этот призыв. Так что все эти СМИ очень опасны. В своей лекции я говорил, что к информации нужно относиться серьезно.
Теперпь все сливается в Интернет. Вместо того, чтобы спрашивать людей, спрашивают в Интернете.
- Затем мы поговорили об Интернете. Теперпь все сливается в Интернет. Вместо того, чтобы спрашивать людей, спрашивают в Интернете. Вместо того, чтобы поговорить друг с другом, сидя лицом к лицу, посмеяться, люди теперь общаются в Интернете. Такая странная жизнь пришла в Монголию. Таким образом, как монголы должны обращаться с новыми технологиями и как нам понимать технологии? Можно ли понимать Интернет удивительным и на 100 процентов полезным? На последней лекции, которая закончилась вчера (воскресенье), мы говорили о Новом государстве. В предыдущей лекции мы говорили о монгольском обществе и демократии. Мы рассматриваем Соединенные Штаты как пример демократии. Но Соединенные Штаты – это не демократическая страна.
Вы назвали президентские выборы в США «концом Америки». Кроме того, в этой книге («Монгольская политика “черного ящика”») вы критиковали некоторых американских ученых, таких как Милтон Фридман?
- Фридман – по-настоящему грешный человек. Милтон Фридман стоит за многими войнами со времен убийства чилийского Сальвадора Альенде. Так говорит философ Массачусетского технологического института Ноам Хомский. «Америка – это не демократия», - сказал он. В последнее время в США много говорят о социализме. Берни Сандерс, кандидат в президенты от Демократической партии, также говорит о социализме. В целом американцы отвергают демократию, заявляя: «Мыне смогли развить демократию. Возможно, нам нужен социализм?». Издается много книг и брошюр по этому вопросу. Там много читают книги Маркса. Так что за всем этим есть причина. Это означает, что капитализм рухнул. Финансовый кризис 2008 года, Lehman Brothers. С тех пор капитализм рухнул. Хотя демократия – это прекрасно, американцы видят, что капитализм разрушает демократию.
- Итак, они видят, что демократия совместима с социализмом. Не только в Соединенных Штатах, но и во многих других странах разговорами о социализме и демократии появляются левые партии. Посмотрите на страны, которые развивают социализм и демократию. Европейские страны, Китай. В Германии у социал-демократов очень хорошая политика. Есть французская левая партия, у них тоже хорошая политика. Но Америка потерпела фиаско, их демократия провалилась. У них нет иного пути, кроме как начать новый поиск. Это было видно во время выборов. Соперничество Трампа и Хиллари чуть ли не ниже пояса. Вся эта прекрасная, образцовая страна демократии превратилась в позор. Так что же делать Монголии в такой ситуации? Ей необходимо обязательно развиваться с учётом своих особенностей. Вроде бы должны поговорить о своих особенностях, которых следовало бы придерживаться. Но нельзя уехать в сельскую местность и стать ламой или феодалами только для того, чтобы увидеть свои особенности и развить их. Нельзя так вернуться обратно в прошлое.
Вообще видно же, что возвращаются. Все одеваются в наряды прекрасных нойонов-феодалов, одевая так же и детей.
- Да. Они возвращаются, призывая: «Давайте скакать на лошадях и вернемся жить в юрты». Затем, видимо, они вернутся на 100 лет назад, став ламами и феодалами. Сейчас это невозможно. Во время недавнего Цагаан Сар везде и всюду монахи-ламы. Даже когда смотришь соревнования по борьбе по телевизору, там сидят ламы. Даже не умеют хорошо бороться, копошась с монахами.
Говорят, что с возрастом монгольские интеллигенты переодеваются в дэли[1] с хуннским воротом, и не читают, не говорят о других книгах, кроме «Сокровенного сказания».
- Правильно (смеется...). Так и есть. Чойма и Дулам, которые сидят во втором корпусе Монгольского государственного университета – все такие. По-настоящему непутевые люди. Сидят в своих дэли в своих кабинетах, обложившись религиозными вещами. Где понятие университета? Это же культурно-просветительское заведение. Ты загляни к ним в кабинеты. Там может висеть даже фотография Далай-ламы. Эта Дулам еще опаснее. Заговорит о шаманах и не остановится. Своими черными и белыми шаманами, инь и ян она зубы заговорит любому. Но никак не будет говорить о физике, математике, философии и современном развитии. Будет говорить только о инь и ян. Чуть ли не мантры будет читать.
- В общем, все начали говорить о монахах, ламах и шаманах. Будь то живопись, написание стихов или песни – все о шаманах. Страна стала непонятной. Когда глянешь отсюда, повсюду привязаны хадаки. Мосты, деревья и даже небольшие кустики покрыты хадаками. Мы же – люди, которые связывают деревья хадаками. На лекциях мы говорили вот о таких людях и таких вещах.
Разве нельзя философствовать, не затрагивая эти темы?
- Философия – это обсуждение и выявление фактов, основанное на точной, строгой, фактической и хорошо обоснованной теории. Мы только что говорили о суевериях. Итак, что такое суеверие и что такое религия? Почему мы поклоняемся? Это все философские проблемы. Отсюда вытекают вопросы: Что такое религия? Есть ли в Монголии религия? Страна определяется политикой, а не религией. Но что делают наши политики? В каком обществе мы живем? И вообще кажется, что Монголия – это только Улан-Батор. Если сказать так, то является ли Улан-Батор городом? Половина города живет в войлочных юртах. Предмету дается название того, что составляет более половины предмета. А раз так, то Улан-Батор – город войлочных домов. В одном канадском городе в больших количествах селились китайцы и в итоге составили более 60 процентов населения. Тогда будем рассматривать этот город как город китайцев.
“НА МОИ ЛЕКЦИИ МОГУТ ПРИХОДИТЬ ДАЖЕ ТЕ, КТО ВЧЕРА ОСВОБОДИЛСЯ ИЗ ТЮРЬМЫ”
За четыре года почти нет тем, которые не были бы освещены на 100 лекциях.
- Как я уже сказал, я выполнял свою работу как философ. Никакого финансирования ниоткуда не беру. Нет никакой поддержки со стороны какой-либо организации или партии. И не беру денег на реализацию проекта. Сюда приходят чисто сознательные люди, покупают билеты и слушают лекции, вот и все. Когда я начал свои лекции четыре года назад, меня предупреждали, что я не смогу сделать это без какого-либо финансирования. -Мне даже говорили, что на мои лекции никто не придет. Но вы же видели сами вчера (воскресенье).
“Я видел. Сплошь молодёжь.”
- Приходит много молодежи. На самом деле, я хочу, чтобы пришли все – и студенты, и работающие, и пенсионеры. Все хотят знать одно и то же. Нельзя думать, что если ты вышел на пенсию, тебе не нужно ничего знать. На мои лекции может прийти кто угодно. Прийти может даже тот, кто вчера вышел из тюрьмы. Главное, что читать лекции по философии может не каждый, кто захотел. Не бывает так, что лектор навязывает свои мысли. Моя лекция состоит из трех частей. Сначала рассказываю теорию, о книгах. Привожу пример. Затем говорю о примерах, теориии и книгах связанно.
Вы чем-нибудь занимаетесь, кроме как читаете лекции?
- Я настоящий философ, как Сократ. Нет работы. Не руковожу никакими клубами или организациями. Некоторые люди воспринимают эти 25 лекций как клуб. На самом деле на мои лекции приезжали молодые люди из многих мест. Один молодой человек поспешил сюда после окончания на прошлой неделе университета в Тайване. Были также студенты из Германии и Южной Кореи, приехавшие на каникулы.
На выборах 2012 года вы вошли в политику и ушли. Ушел или отошел?
- Нельзя говорить, что я из политики ушел или отошел. Я продолжаю думать о политике. Например, на недавней лекции мы говорили на тему «Какая теория государства должна быть?» Монгольское государство должно представлять собой комбинацию демократии, капитализма, социализма и коммунизма. Не только социализм и не только демократия. У всех четверых есть свои преимущества. Итак, какая политическая политика будет у Монголии?
“Общество не возникает само по себе. Его строят, им управляют, его направляют, исправляют, поправляют.”
- В общем, теоретикам стоит сесть и довести это до теоретического уровня. Монголия пойдет таким путем, так будет строить свое общество. Общество не возникает само по себе. Его строят, им управляют, его направляют, исправляют, поправляют. Будет много всего. Точно так же как брак. Брак – это не только жена, муж и ребенок. В нашей стране понимают так. Женятся, рожают детей и всё – готова семья. Но так нельзя. Еда, одежда, крыша над головой, комфортный и теплый дом, отпуск, повышение квалификации, обучение музыке – все это необходимо планировать как части семьи. Кроме того, обсуждать проблемы, делиться проблемами и так далее. Тем временем один из супругов заболевает. Как управлять этим. Брак – это не только счастье. Сталкиваются со страданиями. Так и общество – это не только мир и счастье. Кругом проблемы. Один кидается разбогатеть, а другой обманывает. Один обедняет другого. Мошенническим путем заставляют брать ссуды и долги. Тот не может выбраться из долгов. Человеческое общество – страшная вещь. Сегодня монгольское общество держится на деньгах. Какая культура, какое сознание, разум – оно совершенно забыло. Все держится на деньгах. Следовательно, нам нужно пересмотреть общество, жизнь людей и самих монголов, которые держатся на деньгах, и поднять вопрос на теоретическом уровне. Помимо этого, какая свобода? Какие права есть у человека без денег? Где то равенство? Только несколько человек разбогатели и забрали деньги. Фактически, все монгольские деньги сейчас находятся за границей.
Деньги за границей, остались только долги?
- Да, это так. Если бы твоя жена забрала все деньги и уехала, то в долгах остался бы ты. Тогда однажды вас могут попросить освободить и дом. Это то, к чему движется Монголия. Ничего страшного, если ты просто в долгах. Но долг не даст просто сидеть. Он жалит, он жжет, он говорит: «Выйди, уходи, выметайся».
Мы собираемся реализовать программу Международного валютного фонда с очень жесткими требованиями. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Фактически, мы набрали очень большой долг. Я понял, что нужно работать, чтобы выбраться из долгов. Вся банковская и финансово-экономическая деятельность, вероятно, будет сосредоточена на облегчении долгового бремени. И мы попадем в руки одного агентства МВФ. Только одно агентство будет нас вести, ругать и избивать. Будет много чего. Нет необходимости говорить о свободе и независимости, когда вся страна и ее народ перейдут в одно агентство МВФ.
Так о чем же говорить?
- Именно этот вопрос нужно задать. О чем мы будем говорить и что будем делать сейчас? Я думаю, нам нужно срочно перейти на карточные продукты. Давать людям то, что им действительно нужно, вместо зарплаты или денег. Нет в мире валюты, настрадавшейся больше тугрика. Говорят, что есть только две купюры, быстро теряющие ценность. Один – монгольский тугрик, а другой – валюте одной африканской страны, я забыл, какой именно. Так что давайте скорее решать эту проблему. Нам также необходимо привязать тугрик к китайскому юаню и российскому рублю, которые являются странами с крупнейшим товарооборотом. При социализме был переходный рубль. Получалось жить, не завися от доллара. Правильно создавать переходное соотношение юань-рубль-тугрик. Если бы я был министром финансов, я сделал бы именно это. На самом деле мы люди, которые можем не страдать от голода. Благодаря нашему поголовью скотя. Но тугрик убивает нас.
Какие у Вас планы на ближайшее время?
“Я подумываю написать в этом году книгу о равноправии.”
- В любом случае, цикл лекций этого года закончился. Сейчас буду работать над книгами. В прошлом году я опубликовал книгу под названием «Свобода – почетное слово». В этой книге я объяснил, что такое свобода и что существуют разные виды свободы. Социальная свобода, свобода семьи. Свобода сына, свобода отделиться от отца. Члены семьи также должны быть свободными. Быть женой мужчины не означает, что она его собственность. В этом году я думаю написать о равноправии. Это означает дальнейшее раскрытие свободы.
- Что касается лекций, то следующие 25 серий могут начаться в сентябре. Но люди предлагают немного другой формат, в виде обучающих лекций. Если захочу расширить деятельность, которую я веду один, нужно будет нанять одного сотрудника. Если захочу нанять сотрудника, мне нужен офис. Так что, получается, что работы выше крыши. На самом деле мне легче читать лекции и писать книги. Но также правильно расширять лекции до тренингов и семинаров. Кроме того, мне предложили создать Академию философии. Решение пока что не принято.
Вы определяете себя как философ. Университет готовит учителей философии, а не философов. Как родить философа?
- В каждой стране есть философы. Они внимательно наблюдают за обществом, критикуют и просвещают его. Например, я философ греческого типа. Есть тенденция, что азиатские философы со временем становятся религиозными. Будда был человеком, посвященным для философии. Но, в конце концов, стало религией. Конфуций тоже занимался философией. В конце концов, он стал основоположником конфуцианства. На самом деле, стать философом – это не то же самое, что стать дантистом. Человеку нужен талант. Вы становитесь философом, просто чтобы стать писателем. Кроме того, нужно интересоваться людьми. Очень сложно преподавать философию тому, кто этого не делает. Нет никакой гарантии, что вы научитесь философии, если будете учить ее. Фактически, человеку необходимо стать философом самостоятельно.
“Философию нельзя купить. Пригласить иностранцев для преподавания философии так же невозможно.”
Вы по профессии инженер. В этой области Вы работали в Академии наук. Почему Вы начали изучать философию?
- Обществу больше нужна была философия. Были сотни инженеров. Я инженер и изобретатель. Но нет необходимости в изобретениях. Оборудование может быть куплено за деньги и введено в эксплуатацию. Тогда они назовут его «Монель» и продадут. Но философию нельзя купить. Также нельзя пригласить иностранцев и преподавать философию. Вот почему стать философом было так важно для общества.
В 2012 году вы присоединились к бывшему президенту Н. Энхбаяру, сформировав МНРП, и вскоре покинули партию. Вы действительно в то время решили стать политиком?
- В то время я по-настоящему хотел заниматься политикой. Я также очень доверял Н.Энхбаяру. На протяжении многих лет он был президентом и премьер-министром, человек с опытом, и я считал правильным ему работать с кем-то вроде меня, кто знает политическую теорию. Другими словами, я думал, что людям нужнее, когда объединятся знания и опыт. К сожалению, когда я баллотировался на пост председателя партии, на собрании в здании цирка члены партии не захотели избрать нового кандидата. Они посчитали, что Н.Энхбаяр лучше. Тогда я понял, что монгольская политика не готова принять нового человека. Посмотрите на эти партии сейчас. Все закрыто для нового поколения и новой политики. Посмотрите на ДП, где молодежь? Посмотрите на MНП, там то же самое. Однако, поскольку MНП имеет структуру старой социалистической эпохи, шансы на появление нового талантливого человека немного выше, чем у ДП. В ДП с самого начала было всего 10 человек. Эти 10 человек периодически меняются местами.
Когда читаешь Ваши статьи, становится ясно, что Вы поддерживаете социализм. Кроме того, как я понимаю, Вы поддерживаете президентскую республику?
- Нам подходит президентская республика. Вспоминают про диктатуру одного человека – только о плохом. Никак не может быть диктатура одного человека. Вокруг этого человека существует политическая структура. Главное, что легче, когда принятие решений фокусируется на одном человеке. А сейчас мы не знаем, кто принимает решение, и у нас ни парламентское правительство, ни президентское правительство. Также непонятно, кто над кем. Подумайте, почему в Англии есть королева. Приказ, изданный последней инстанцией – королевой, назначает премьер-министра. Несмотря на то, что Парламент назначает кандидата в премьер-министры, если королева отказывается, он не назначается. Нельзя забывать об этом.
“Если нет, зачем мне писать книги? Даже читать лекции. И выходить из дома.”
Вы много чего критикуете. А с чем Вы соглашаетесь?
- То, что мне соответствует, так это то, что люди приходят на лекции. Люди покупают книги и читают. Поэтому я пишу книги. Можно работать. Для меня это большое достижение. Он читал 25 лекций в год, в общей сложности 100 лекций за четыре года. В дополнение к этой серии из 100 лекций, конечно, я посетил много мест, ходил на встречи и читал лекции. Люди, посещавшие мои лекции рады и благодарны. Множество людей читает мою книгу «Свобода – почетное слово», они пишут электронные письма, чтобы поделиться своими мыслями. Я с оптимизмом смотрю на это. Если нет, зачем мне писать книги? И даже читать лекции. И выходить из дома. Я работаю без перерыва, потому что настроен оптимистично. Позавчера я посетил благотворительную акцию «Милое сердце» в Монгольском университете науки и технологий и прочитал лекцию. Люди начинают понимать, что обществу нужен философ. В следующий четверг я собираюсь прочитать лекцию студентам-медикам. Лекции в компаниях я чиатю за соответствующую плату.
“Я не из тех людей, которые рассказывают о своей молодости под видом лекции.”
- Итак, критика – это моя работа, которую я должен делать как философ. Конечно, помимо критики, я читаю много лекций и занимаюсь просветительской работой. Главное, что мне не платят, но при этом я читаю лекции и пишу книги. Это непростая задача. Чтение лекции – это подготовка, как минимум, один день. Значит отложить другую работу. Иначе лекция не получится. Я не из тех людей, которые, рассказывают о своей молодости под видом лекции. Наши люди на лекциях рассказывают только о себе. Например, я делал так, когда был ребенком. Так я познакомился со своей женой. Рассказывают, как было скучно, путешествуя заграницей. Они рассказывают, как встретили великого человека в Америке и пожали ему руку. Но нет никого, кто рассказал бы о жизни страны, решениях и выборе. Сказать, что они любят Монголию, - это неправда. Некоторые даже выражают свою любовь к Монголии в Интернете.
Как вы пользуетесь Интернетом?
- Я посвящаю только знаниям. И поскольку я не пользуюсь сотовым телефоном, я просто общаюсь с людьми и пишу электронные письма. Телефоном не пользуюсь. Я просто пишу электронное письмо человеку о встрече. Или просто прихожу и встречаюсь. В таком маленьком месте, как Улан-Батор, нет необходимости в телефонах или Интернете. Я прихожу и стучу в дверь. Например, если мне нужен билет на самолет, в центре города полно касс авиа-билетов. В многомиллионных городах, таких как Пекин или Москва, необходимо делать заказы онлайн. Потому что касса находится на другом конце города. А в нашей стране, начиная от президента и премьер-министра, заканчивая банками, университетами и отелями, все находится вокруг площади Сухэ-Батора (смеется...).
Мы долго с Вами поговорили. Может, есть то, о чем я не спросил. Вам, возможно, есть, что добавить?
- Что же еще добавить. Наше интервью не заканчивается из-за того, что закончились вопросы, основная проблема в том, что оно ограничено по времени. В философии проблема во времени. Конечно, вопросы не заканчиваются. Можно спрашивать о чем угодно. Время – наш предел. Ценность, граница, мера всего – время. Ничего больше.