Ценность монгола и оценивание

Feb 24, 2021


Ценность монгола и оценивание

В 2016 году я нашел время, чтобы написать то, о чём я думал последние несколько лет насчёт ценности и оценивания монгольского человека. Иногда, когда я не вынырну из одной темы, другими словами, не напишу по теме, о которой достаточно долго, я не могу уснуть, часто просыпаюсь на заре.

На вопрос, что же за человек монгол, из истории все знают, что он ничего не создавал, нет у него творений. Возможно, нам просто нужно спросить, почему и каковы причины этого? Забавно и смешно читать книги по истории, в которых, оглядываясь в прошлое, монголы пытаются показать себя чистыми и невинными, обвиняя двух своих соседей в своих междоусобных распрях. Необходимо искать в себе причины своих преступных поступков.

Монголы даже сегодня уничтожают себя только сами. Взять обычную семью – даже там ссора между членами семьи или родственниками. Проводят бессмысленные фестивали Надомы под видом местного совета. Фактически, нет ни одного примера, чтобы местный совет написал книгу в своём селе и распространял знания и образование на высоком интеллектуальном уровне. Таким образом, нет единства ни в семьях, ни среди родственников, ни на местах.

В конце концов, только два соседа, Китай и Россия, помогали и подталкивали Монголию, доведя её до хүний зэрэгтэй болгосон. Китайцы отправили сюда на работы маньчжуров, которые очень много сделали. Маньчжуры впервые создали у монголов организованную систему: министерства, министры, наместники, зайсаны и администрации. А русские освободили сначала от японцев, а затем и от восточноевропейцев, очень много построили. Позже, во времена демократизации, всё было разрушено под видом приватизации.

Следующий вопрос, который возникает в связи с этим, заключается в том, что у монголов нет истории, иными словами, книги, написанной кем-то, о том, как монголы дружно созидали для себя, любили и ценили друг друга. Вообще, в прошлом ни один монгол никогда не писал для своего народа книгу о происхождении монгольского народа, каковы его особенности, каким философским учениям следовал, и как народ может развиваться и расти в будущем. Если посмотреть на многомиллионные народы, такие как Япония или Китай, то у них есть теории, такие как конфуцианство или дзен-буддизм, которые учат людей высоким добродетелям. В Индии, например, есть великий образец для подражания – Будда. Тибетцы создали свою религию и смогли обрести своего Далай-ламу.

Интересно, что монгол живет жизнью других, забывает своё детство и ранние школьные годы, становится никем и пытается выжить без разницы в каком-либо месте. Есть примеры, как некоторые люди скрывают своё детство и даже лгут или не любят говорить о школьных годах. Это – большая проблема психологии. Вообще, психологические проблемы монголов – непростая тема для разговора. Говорят, что монголы легко приспосабливаются. Это самая что ни на есть большая ложь. Только тот народ, который не имеет собственной устоявшейся идентичности, готов стать кем угодно, поэтому монголы легко вливаются в ту культуру, внутри которой они оказываются.

Есть много историй об известных монгольских хаанах, которые неизвестно как, неопределенным образом отправились в земли за тысячи миль и уступили жизни тех мест, оставив свою, и стали никем. Конечно, если бы монголы отправились в Ирак, учитывая условия тех времен, они бы прибыли только после смены целого поколения. Поэтому восприятие их себя монголами не сильно укрепилось из-за разрыва поколений. Таким образом, похоже, что этноним “Монгол” использовался для обозначения быстрых в движениях, крепкого телосложения и крутых нравом людей, которые не оседают на одном месте и способны выжить в холодном климате.

Всё стоял вопрос о том, почему у монголов не было привязанности к своей родине. Но пройдёт почти 50 лет до тех пор, пока монголы прибудут в Ирак, и поэтому кажется, что необходимо совершенно другое измерение времени. Конечно, когда они оказались в стабильном, мирном месте, где писали и читали книги о Боге, они ассимилировались в той культуре, поэтому постепенно исчезли тяжёлые и резкие психологические черты монголов.

Не могли ханы, властвовавшие после Чингисхана в средних веках, разглядеть и извлечь пользу из того, что университеты уже были созданы в арабских и европейских странах между 13 и 14 веками. Если бы они восприняли этот факт положительно, можно было бы построить такие учебные центры у себя в стране. И вообще, какой монгол вкладывает в родину деньги? Они просто хотят взять и убежать.

В Хара-Хорине, который мог бы стать центром монголов не было построено ни одной библиотеки для будущего молодых поколений. Да даже и сегодня не смогли возникнуть представления о молодости, о будущем времени.

Когда говорят о традициях или обычаях, часто имеют ввиду празднества с гуляниями, борьбой и скачками. Когда я вижу, как даже в зимние холода истязают детей и гоняют лошадей, мне кажется, что монгол вернулся обратно в средневековье. Вместо того чтобы скакать на лошадях зимой, этим прекрасным молодым людям лучше и полезнее было бы прочитать хорошую книгу и развивать свой интеллект. Сегодня нет условий для развития интеллекта монгола. Ему важнее получить вознаграждение за то, что он хороший уяч – объездчик лошадей, но на самом деле ему не хватает самой ценной награды – награды за развитие своего интеллекта и образование детей.

Хубилай-хан мог многое сделать для своей родной Монголии, но он не построил ни одной библиотеки. Он не сделал для монголов ничего. Не создал ценности монгольского человека.

Когда Джебзундамба, последний хаан, умер, в Хурэ того времени, по-нынешнему, в Улан-Баторе, не построено ни одной библиотеки – вклада в будущее. И это – начало аж 20 века. А вот наши южные соседи уже вовсю открыли университеты, у северных соседей уже было достаточно университетов, удостоившихся Нобелевской премии.

Почему люди, хорошо знающие Россию, тот же самый Бямбын Ренчин, не смогли перевести книги великих мировых философов для развития монгольского народа? Конечно, им не хватало образования, но если было бы желание, то могло бы и получиться. Если бы первые интеллигенты вместо того, чтобы писать свои собственные так называемые “исторические” книги и добиваться государственных наград, просвещали свой народ, создавая и публикуя книги о свободе, равенстве, любви и уважении друг к другу, мире и согласии между собой, то сегодня монголы не пьянствовали бы под видом Надома и не докатились бы на самый низкий уровень образования из-за суеверий.

Президенты также развернули большое просветительское движение и не обращали внимания на развитие монгольского народа. Они призывали людей просвещаться религией, а не образованием, что привело к падению монголов на самый низший уровень. В то же время начали процветать суеверия, шаманизм, люди отправлялись в горы, связывали хадаки - ритуальная длинная лента, один из буддийских символов – и развевали их на ветру, показывая умственную отсталость и паралич мозгов.

На сегодняшний день ни один президент не заговорил о знаниях. Конечно, у них достаточно дипломов, но все знают, что большинство их дипломов – пустышка. Президенты делают народ все более и более суеверными, даже несколько раз приглашали Далай-ламу, всей толпой народ вернулся к такому же состоянию, что было 100 лет назад, веря в то, во что никто не верит, что становится жалко молодые годы, когда можно и нужно творить, но растрачиваемые на поклонение.

Многие взрослые мужчины ничего не делают, кроме медитации и пассивного образа жизни, тихо сидят, поклоняясь. Человеческое сознание развивается только через образование. Но у необразованных людей никак не появится пресловутая мудрость. Никому не дается готовое сознание, но ответственность за развитие сознания лежит на самом человеке.

Быть религиозным внутри – личное дело каждого, но снаружи – необходимо учиться и строить гражданское общество. И вообще, умышленный призыв людей к религии и вводить их в заблуждение на государственном уровне – преступление.

Неужели монгол такой дешевый? Неужели можно просто доверить шаманам свою жизнь? Что можно услышать, придя к ламе и спрашивая о своей жизни? Стоит ли идти? Неужели не возникло чувство достоинства и ценности, чтобы взять за себя ответственность?

Кичатся же тем, что окончили разные университеты. Почему же не верят в знания? Не могут выйти за рамки единственного профессионального диплома? Профессионального диплома недостаточно. За дипломом должно стоять образование. Образование – это сумма многих видов знаний. Не смогли монголы получить образование? Поэтому разве следует им быть обманутыми суевериями, ламами и шаманами и жить наивной жизнью?

Вроде бы суеверие и вера достаточно подавлялись, но вновь сотни людей собираются в залах или по телевизору и заговорили о вечном небе.

Скоро начнутся серые и темные дни выборов. То ли еще будет. Снова будут дешёвыми и бесплатными? Приближаются дни, когда называющие себя политиками люди без знаний, не говоря уже и об образовании, группами соберут мужчин, и они растратят свои лучшие годы и вместо того, чтобы развивать свою страну, будут унижать себя. Монголу нужно стать дороже. 

 20 января, 2016

Molorerdene

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Интервью, очерки

© Molor-Erdene 2022