Маркс и Монголия

Feb 24, 2021


Маркс и Монголия

Фразу «Ахуй анхдагч ухамсар хоёрдогч» (неправильный перевод на монгольский, дословно «быт первичен, сознание вторично») до сих пор понимают как марксистско-ленинскую теорию. Люди, окончившие Государственный университет Монголии, ошибочно говорят, что философия – это «гүн ухаан». Некоторые люди говорят, что философия абстрактна. Некоторые люди говорят про философию Востока и убегают от философии.

Но философия меняла мир сотни лет. Каждый должен знать, что философ Карл Маркс создал великую теорию, способную изменить мир, и написал классическую книгу по политизированной экономике под названием «Капитал». Сам Маркс сказал, что цель философии – изменить мир.

Ленин был единственным русским философом с мировым именем, который понимал доктрину о том, что философия должна изменить мир, и сумел вывести страну бедных рабочих и крестьян до уровня Соединенных Штатов.

Спасти свою страну Ленину помогли философские книги. Ленин сам написал множество философских книг. Кроме того, Ленин не болтал пустых глупостей, не отстаивал только свои идеи и, насколько я понимаю, занимался политикой, не пользуясь догадками.

Философия никому не нужна, она непонятна, абстрактна, раздражает, вызывает недовольство, так многие люди отвернулись от книг, которые важны для страны, принимая это за горе от ума. В Монголии не стало такого явления, как интеллигенция. Кого вы собираетесь заменить людьми, так называемыми «100 эрхэм» («Монгол тулгатны 100 эрхэм», это передача на монгольском телевидении, подобная передаче «Жизнь замечательных людей», дословно «100 уважаемых людей монгольского мира»)?

Кто ценит людей суеверных, у которых нет ничего, кроме собственных мыслей, которые не прочитали ни одной достойной книги? Наверное, они кажутся великими только тем льстивым людям, известным как поэты.

Они говорят про якобы социалистическую Монголию, говорят, что коммунист не делает счастливым себя и не делает счастливыми других, говорят и про демократию в Монголии. Такие люди, которые не читают книги, не умеют находить смысл вещей, мешали стране и в прошлом, продолжают мешать и сегодня.

Они говорят, что Монголы якобы любят свободу, потому что они из степи. Не бывает никакой свободы в степи. Если она есть, то это будет лишь небольшая прогулка на лошадях. Но о свободе можно говорить только тогда, когда есть сильное государство, основанное на теории политической философии, которая является важной отраслью философии.

Потому что гарантировать свободу может только государство. Никто не может гарантировать жизнь в степи, где нет государственности. Выжить может только человек с мускулами или на быстрой лошади. Какая там свобода? Люди часто начали говорить: «Это ваша свобода». Какая свобода?

Можно жить свободно, несмотря на отсутствие мышц и быстрой лошади, только в том месте, где развито общество, сформировано государство, где есть конституция, защищающая каждого человека. Последние 20 лет в Монголии, которая уничтожила свою государственность под видом демократии, царят первобытные порядки.

Сегодня в мире нигде нет демократической страны. Но есть несколько стран, которые демократизировали свои государственные структуры. Демократия происходит из философской теории. Кроме этого, демократия – это не мировоззрение. Вообще, мировоззрение человека не может отличаться от мировоззрения других.

Также начали неправильно говорить: «Это ваше мировоззрение». Мировоззрение основано на том, что я прочитал и что я узнал, а не на собственном упрямстве или непонимании, когда говорят, что мне так понимается.

Мы должны говорить не о становлении демократии, а о демократизации государственного устройства и политической системы. Точно так же Монголия никогда не была социалистической страной. Это значит, что государственное устройство того времени основывалось на социалистических принципах. Политическая ориентация делала упор на социализм.

Кроме этого, нельзя понимать, что социализм – это неимение какой-либо собственности, а демократия означает, что нет феодалов, и если все идет хорошо, то это не установление границ, что это и есть социализм или феодализм, а может и демократия.

В общем, представление о том или ином является только собственным предположением данного монгола, и не имеет ничего общего с философскими или политическими теориями.

Сегодня, в 21 веке, не дело верить в картину, на которой монгол верхом на лошади прыгает от феодализма к социализму, пропустив капитализм. Какая страна только социалистическая или только капиталистическая? Нигде нет.

Вообще нет реальных примеров чисто определенной страны, даже не стоит искать. Наивные и необразованные речи о том, что было бы лучше сразу перейти от феодализма к капитализму, как будто можно просто открыть дверь и войти, только сбивают с толку, от них нет никакой пользы.

Это не поможет и дальнейшей работе. Одним из примеров общего неправильного понимания философских и политических концепций является то, что политические партии напрямую зависят от своих ошибочных переводов политических идей, взглядов и концепций.

В книге Маркса есть фраза: «Being determines consciousness», «Бытие определяет сознание». Именно ее перевели как «ахуй анхдагч ухамсар хоёрдогч». Маркс вывел теорию человеческого бытия, сказав, что слово «Being» означает «каково бытие человека».

Сейчас стоит следующий после бытия важный акт определения сознания, «consciousness». Он писал о том, что определяением человеческого сознания можно говорить о вменяемом или неопределенном сознании. Маркс больше писал книги, чем говорил.

Вообще, философы и интеллектуалы никогда не произносят несколько громких слов в четыре строчки или сколько-то заключительных слов. В общем, говорить пустые слова и не писать книги, опасно.

Некоторые монгольские сановники несут чушь, чтобы казаться великим человеком, скажу-ка я вот такое громкое слово. А вот многостраничная книга – другое дело.

До сих пор монгольские якобы социологи не смогли принять и реализовать понимание, что идею Маркса о том, что «то, каково бытие человека, определяет его сознание», можно понять, только прочитав несколько сотен страниц книги.

Они создали университеты, которые разрушили страну, прочитав и составив несколько строк из сказанного человеком и пытаясь все упростить и сократить. Именно здесь начало действовать золотое правило, что политика должна быть грязной ложью, и проводится ошибочная политика государства.

Какое же большое это заблуждение! Я в 2010 году перевел книгу Хайдеггера «Бытие и время» о бытии человека. Но до сегодняшнего дня никто со мной не говорит о ней. Если люди, которые любят называть себя философами, не читают книгу Хайдеггера, они, надеюсь, читали хотя бы книгу Маркса.

Один высокопоставленный партийный чиновник сказал, что в Демократической партии есть и демократы, и коммунисты. Этот пример – одно из доказательств того, что это препятствует развитию и зрелости политики в Монголии.

В общем, такие люди препятствуют развитию политики. Демократам необходимо создавать демократические партии, а коммунистам необходимо создавать коммунистические партии. Вот демократия требует этого в своей истинной теории.

Несправедливо называть партией собрание людей с разными политическими взглядами. Если одна партия подавляет и скрывает политические взгляды другой группы, какая может быть демократия, это диктатура.

Сегодня монголам необходимо реализовать свои собственные политические устремления. Для этого важно иметь свободу уметь пойти в партию, которая соответствует их взглядам. Но эта свобода, кажется, подавлена. Слишком распространено суеверие, что жизнь закончится вместе Демократической партией.

Признак человека, не имеющего политической ориентации, - это сказать, что наша партия, как мусорное ведро, полна без разницы какими людьми. Определившись с «собственным бытием» после прочтения Маркса, человек должен дать ответ на вопрос о «бытии человека», развивая свое сознание.

Хочется приблизить то время, когда Монголия станет всеобъемлющей страной с теорией, государством, правительственными чиновниками, которые читают книги. В социалистическую эпоху не было обязательной необходимости понимать Маркса, потому что в то время не было политического кризиса.

Потому что промышленные станки, средства производства были социальной собственностью. Конечно, в то время были тысячи людей с частной собственностью, обладающих скотом и быстрыми скакунами. Однако сегодня смешно слышать, что при социализме не было частной собственности.

Причина, по которой Маркс важен сегодня, заключается в том, что средства производства, которые раньше были общественной собственностью, теперь находятся в частной собственности. Согласно Марксу, есть предупреждение, что люди, обладающие частной собственностью порабощают других.

Следовательно, порабощая других, заставляя работать сверхурочно, лишив возможности совершенствовать свои навыки, блокируя путь к росту, без гарантии отдыха и без надлежащей медицинской страховки невозможно родить социально сознательного гражданина, только капиталистов.

Сегодня, помимо политического кризиса, Монголия переживает экономический кризис. Пришло время воспользоваться золотой возможностью, чтобы прочитать Маркса и познакомиться с его замечательными теориями, чтобы выйти не только из политического и экономического кризиса, а также социального и религиозного кризиса.

Во время экономического кризиса 2008 года «Капитал» Маркса пользовалась широким спросом как в Соединенных Штатах, так и в Европе, потому что еще 150 лет назад Маркс писал, что для капитализма всегда будет угроза впаст в экономический кризис. Какой-нибудь монгольский политик читал ли «Капитал» Маркса?

Я в этом сомневаюсь. Пора уже президенту, премьер-министру и особенно управляющему центрального банка прочитать Маркса и быстро разрешить нынешний кризис в стране. Пора Марксу и Монголии познакомиться друг с другом.

 

2013.04.05

Molorerdene

В Городе Эрдэнэт






Интервью, очерки

© Molor-Erdene 2022